Главная страница → интервью
С полотен Максима взирают на нас Кузьма Минин и Иван Сусанин, Сергий Радонежский. Все работы художника учат зрителя прежде всего ценить и любить историю своей страны, а главное, учиться на ошибках прошлого и иметь мужество наших великих предков, чтобы сохранить свою страну и веру для будущих поколений. Картины Максима запечатлели фрагменты не только прошлого, но и настоящих событий. Ведь история творится сегодня, сейчас, и то, что еще совсем недавно будоражило наш ум и воображение, сегодня наши дети читают в учебниках. Кажется, что художник смог полностью раскрыть себя в своих картинах, однако ряд вопросов все же хочется задать мастеру.
Мои родители не были связаны с живописью, по образованию они инженеры. Но отец рисовал, и любовь к живописи, наверное, перешла от него. Мне повезло, со школы я уже определенно знал, что хочу стать художником. Вы сразу решили поступать в Пензенское художественное училище? После школы я сначала ездил поступать в город Петербург, в РГПУ им. Герцена, но к счастью, туда не поступил. Пензенское училище по уровню оказалось совсем не ниже, возможно, даже выше. После училища я сразу поступил в Академию Глазунова. Илья Сергеевич возил выставки преподавателей и студентов по России, на выставках я не был, но видел по телевизору насколько сильные работы художников. Поэтому я поехал в Москву, уже точно зная, куда хочу поступать. Правда, был еще суриковский вариант, но я до туда даже не дошел.
В Глазуновской академии нет такого, как скажем в академии им. Репина в Петербурге, что если мастерская Мыльникова или Моисеенко, то все рисуют под этого художника. Больше всего с нами занимались Глазунов-сын, Владимир Штейн, Шаньков Михаил Юрьевич. Скажите, Вы сами занимались преподавательской деятельностью? Мне тяжело преподавать. Я это понял сразу после общения с младшими курсами. Поскольку на студентов нужно жестко давить. Когда нормально с человеком разговариваешь, тебя считают чуть ли не за идиота. Мне это не интересно. Студенты все амбициозные, наглые поначалу, им кажется, что они все гении. Но пройдет несколько лет, и сами поймут, что они никто и ничто.
Любимого художника у художника быть не должно. Потому что если он есть, то зачем же ты сам тогда нужен. Хочется от каждого взять что-то себе, и посмотреть, что из этого получится. Расскажите немного о своей технике живописи. У вас есть свои индивидуальные художественные приемы? Все приемы складываются незаметно, сами собой, сложно сказать, когда и как они приходят. Специального стремления работать в какой-либо технике у меня нет. Скажите, сколько в среднем по времени Вы пишите работы? Само исполнение, как правило, занимает около полу года. Но не один год занимают эскизы, поиски решений, разные типажи – вот это самое долгое. А исполнение – это уже вершина айсберга.
Идей и тем множество, из всех выбираю то, что наиболее близко на данный момент. Это то, что созрело внутри, материал, который подсознательно уже накоплен. Как яблоко, когда соком наливается, само собой падает, а так его можно долго трясти, только зачем, оно ведь само упадет потом. Максим, как правило, вы пишите то, что вам внутренне ближе или на заказ? К счастью, получается почти без заказов работать. Сейчас есть для этого возможность - и мастерская, и средства. Поэтому можно работать независимо. Это раньше, особенно после окончания академии, практически все приходилось делать на заказ. Буквально ничего не было, никаких средств к существованию.
Какие же могут быть еще занятия? Преподавание еще основной заработок. Но, как правило, преподаванием занимаются те художники, у которых мозги отравлены каким-нибудь Матиссом или Шагалом. Естественно, работы, которые они пишут, никто у себя дома вешать не будет - они ужасны. Поэтому, единственная возможность заработка для них - это преподавание. У художника – реалиста всегда есть свои планы, идеи, он много пишет. Поэтому ни желания, ни времени преподавать, как правило, у него нет. А у других художников нет ни идей, ни денег, и единственное чем они могут заниматься, это преподаванием. Идут и мозги просто портят молодым людям, рассказывают, что черное – это белое, и все наоборот. Максим, назовите Ваши критерии настоящего искусства В первую очередь - это реализм, историческая тематика, жизнь.
То, что есть у меня внутри. Я пытаюсь запечатлеть образы, которые меня волнуют. В большей, или в меньшей степени это удается. Конечно, это не получается сделать со стопроцентной точностью. В первую очередь художник сам всегда видит, как много допущено ошибок, и сам является своим самым строгим критиком. Я всегда стараюсь выложиться максимально, насколько это возможно. Нужно перед собой быть честным, чтобы потом не жалеть, что была возможность сделать лучше, но что-то помешало доработать картину. Скажите, Вы считаете себя сложившимся мастером? Сложившимся мастером я надеюсь, никогда не буду. Все время хочется что-то лучше сделать, усовершенствовать свои слабые стороны. Сложившийся художник, на мой взгляд, это тот, который не работает над собой, вот он - уже сложился.
Да, но пейзажи тоже есть. Я люблю изображать зиму. Людям обычно больше нравится лето, а мне наоборот, лето кажется чересчур благополучным. Хочется определенной суровости, а в зиме есть настроение. Скажите, как Вы относитесь к продаже своих картин за рубеж? Художники, которые говорят, что не продают свои работы за границу, чтобы всегда иметь возможность выставить свои работы, просто хотят набить себе цену. Если художник востребован, а кто-то хочет иметь его работы у себя дома - пожалуйста, искусству границ нет. Я не так часто продаю свои работы за границу. Иногда люди из других стран что-то в работах видят, какие-то вещи им нравятся, и они их приобретают. Кто-то просто как сувениры, а кто-то действительно всерьез интересуется живописью. Когда работы продаются - всегда приятно. Это и признание, и денежная поддержка.
Первая персональная выставка у меня проходила в галерее «Измайлово». Было всего два месяца на подготовку, некоторые работы были не дописаны, и я из последних сил старался успеть все дописать. Вообще все делалось в последний момент – и печать буклета, и интервью на телевидение, это был своего рода такой экспресс метод. Зато я понял, что некоторые вещи нужно чуть-чуть заранее делать, потому что потом накапливается такой ком, который может задавить. Скажите, в Вашем творчестве есть примеры, когда в процессе работы над картиной возникает новое понимание сюжета? Такое ощущение возникает почти всегда. В процессе работы в определенный момент заходишь в тупик и понимаешь, что все не то. Это регулярно случается. Через какое-то время пытаешься воскреснуть из мертвых. Ты не меняешься, но работу заново начинаешь с новым чувством каким-то, а потом опять заходишь в тупик и не знаешь, что делать. И все-таки дописываешь картину и понимаешь, что работа готова. Например, картина «Воззвание к нижегородцам». Я сначала Минина изобразил большего размера и поместил в самый центр композиции, а потом понял, что нужно его расположить иначе.
Меня все интересует - живопись, история, книги, очень много всего. Я занимаюсь коллекционированием, насколько это возможно. У меня есть некоторые вещи по русскому костюму, они для работы – платки, сарафаны, некоторые из них даже сами шили. Так постепенно складывается коллекция русского костюма. Максим, каковы Ваши творческие планы? Планы быстро возникают и реализовываются. Я всегда готов сорваться и куда-то поехать. Беседовала с художником историк искусства Юлия Чмеленко |