Главная страница интервью

Карэн Саркисов

Перед началом интервью хочется сказать несколько слов о Карэне Саркисове. Каким он предстает перед зрителем, уже знакомым с работами мастера, но впервые встретившим мастера лицом к лицу?
Прежде всего, поражает его молодость и жизнерадостность. Рассматривая скульптуру задумчивого, уже прожившего большую часть творческой жизни, Микеланджело, кажется, что создатель героя - человек в возрасте, с серьезным задумчивым взглядом, как и его творение.
А оказывается все совсем иначе. И интерес узнать лучше самого мастера только усиливается. Чем руководствуется он в выборе своих персонажей? Как ему удается создать столь яркие и глубокие образы? Это главные вопросы, которые хочется задать, но начинать нужно, конечно, с начала.

Карэн, скажи, в твоей семье были художники или скульпторы, почему ты решил посвятить себя именно этой профессии?


Я родился в творческой семье, и с детства находился в среде искусства, поэтому сомнений в выборе своего будущего у меня никогда не возникало. Какое-то время я колебался между музыкой и скульптурой, но музыка все-таки осталась на уровне увлечения. На самом деле, в душе я всегда хотел быть скульптором. А что музыка мне очень нравится и по темам композиций видно, скульптура Паганини, например.

Известно, что ты окончил Пензенское художественное училище. Почему поехал поступать именно туда?

В Самаре не было скульптурного отделения, поэтому я решил поступать в Пензу. В то время Пензенское училище все хвалили, это действительно хорошая школа. Я сразу попал к очень сильному педагогу, он меня многому научил. Это Александр Саркисович Хачатурян – народный художник Калмыкии. Одно время он ставил там памятники, сейчас живет в Пензе. Мы с ним продолжаем общаться, Александр Саркисович еще достаточно молодой - ему недавно исполнилось 50 лет, а когда, я пришел в училище, он был таким, как я сейчас – 33 года.

А потом была Глазуновская академия. В Москве несколько сильных художественных школ, почему ты решил поступать именно туда?


Сначала я приехал поступать в Суриковский институт. То, что я попал в Академию Глазунова, можно назвать стечением обстоятельств или судьбой. Само здание вдохновило поступать туда.
Определенным этапом в творчестве для меня стала дипломная работа. Мне кажется, необходимо ценить какие-то этапы в нашей жизни, которые казалось бы прошли, но веха осталась. Мы все время развиваемся. Вот я смотрю на свои старые работы и думаю, сейчас я бы сделал лучше. С другой стороны, я пока больше ни в одну работу не вкладывал столько сил и времени, как в диплом. Благодаря ему мой профессиональный уровень повысился.

Твоей дипломной работой стала скульптура Микеланджело, скажи, ты сразу определился с выбором темы?

Сначала я предлагал скульптуру Паганини, но Глазунов сказал: «Сатанизм! Только через наши трупы!» ( смеется). Потом был вариант Остапа Бендера, и только потом - Микеланджело, как самый компромиссный вариант. Но я совсем не пожалел об этом: Микеланджело – это великая личность. Кроме того он из нашего мира скульпторов и художников, поэтому я думаю, что эта тема прекрасна.

Карэн, расскажи, как у тебя появляются идеи будущих произведений?


Порой я даже не знаю. Мне недавно захотелось сделать скульптуру Баха, а именно огромную голову композитора. Так я его и сделал. Это эффект от музыка великого классика, особенно от органной, она мне наиболее привычна. Это словно музыка небесных сфер, ощущение небесной массы – в одно время тяжелое и в то же время парящее, вот это и хотелось показать. Бах стоял у истоков классической музыки, он очень много внес в историю и теорию музыки, это по-настоящему классик. Вот в такой форме я все это и увидел.

Скажи, ты используешь уже созданные портреты человека для создания образа?

Каждый скульптор, как правило, создает свой собственный образ. Например, существует 200 портретов Моцарта и ни один ни похож на другой, это 200 абсолютно разных людей. Художник должен создавать свой образ героя, потому что если повторять то, что уже создано, то это никому не интересно.
Я делаю своего Моцарта, своего Паганини, своего Баха, может быть, они похожи на какой-то из портретов, но все равно я вкладываю в них что-то свое - свое отношение, свое переживание, мысли о том, как это должно быть, как я чувствую человека. Паганини, например, не признал при жизни ни одного похожего на себя портрета, хотя его очень многие рисовали.

Скажи, есть ли работы, которые тебе даются особенно сложно или наоборот просто, от чего это зависит?


Есть много сложных работ в техническом плане. Например, работа со скульптурами, где много тонких деталей, переходящих в какую-то иную форму, также очень трудно добиться ощущения воздушности работы. Но, если композицию в голове художник увидел, то проблем с трактовкой не возникает.
Самая большая проблема, когда композицию мастер не представляет, то есть, есть желание сделать что-то определенное, но до конца еще нет представления, как передать образ. Это внутренний поиск, можно сделать около десятка эскизов, и все равно останется некая недосказанность, будет казаться, что что-то не так.
Всегда сложно изображать людей с насыщенным внутренним миром, например, таких как Цой и Высоцкий. Мне с Цоем было особенно тяжело. Я над этим портретом столько работал, и все равно остался недоволен, кажется, что в его портрете можно было ухватить еще какую-то грань.
А бывает, и наоборот. Возникла в голове идея, и за два дня практически весь замысел сделан. И ничего исправлять уже не хочется, удается точно передать именно ту трактовку, которая была задумана первоначально. Иногда возникает желание посоветоваться, кому-то показать работу, а порой даже и показывать никому не надо, сам понимаешь, что именно так и нужно было сделать.

Карэн, а чье мнение ты считаешь для себя важным?


Это очень сложный вопрос. С одной стороны, в целом ничье мнение для меня не важно, ведь каждый художник создает нечто свое, и никто не может увидеть, как он себе это представляет. С другой стороны, конечно, для меня важны мнения многих.
Мы существуем в социуме и чтобы в дальнейшем показывать свои произведения, необходимо чтобы людям нравилось то, что ты создал. Хотя это не первостепенно, главное, чтобы работа была сделана в гармонии со своими душевными принципами. Для меня это важнее всего.
Может быть, это прозвучит несколько странно и даже самонадеянно, но я делаю свое искусство, если оно кому-то нравится – хорошо, а если нет – ничего не поделаешь. Подстраиваться под кого-либо еще хуже, это неискренность. Мне кажется, не создавать нечто свое – это хуже всего для художника.

Карэн, расскажи про свои критерии истинного искусства?


Для меня главное глядя на произведение искусства понимать: да в этом что-то есть. Несмотря на то, что я художник – реалист, я не считаю, что если работа выполнена не в реалистическом жанре, она не вправе называться искусством. Главное, чтобы в ней что-то было, а что именно это – интересная композиция, интересные цвета или еще что-то, уже не так важно.
Я не призываю к тому, что написанное только в реалистическом жанре - картина, есть абстрактные картины, которые до глубины души задевают. Иногда не можешь понять, что изобразил художник, но что-то в его замысле есть. Но, к сожалению, нереалистических картин таких пока мало.
Тоже самое и в скульптуре. Если в ней есть интересные находки, например, необычная форма, которой можно восхищаться, порой даже не понимая до конца, что это. Но это что-то завораживает. Вот это, я думаю, и можно назвать произведением искусства, это своего рода творение души. Искусство – это то, что художник всегда делает от души, не гонясь за деньгами и славой – он просто делает это так, как искренне чувствует.

Карэн, скажи, ты считаешь себя сложившимся мастером, или находишься в творческом поиске?


Мне кажется, мы всю жизнь ищем. Человеку необходимо все время развиваться. Если в какой-то момент он останавливается и начинает все время продавать свои старые работы, пусть они и хорошие, он уже не совершенствует свой уровень.
Создавая нечто новое, художник творчески растет как мастер, его внутреннее осознание меняется, меняются и его работы. Так, созданные мной 10 лет назад работы, сильно отличаются от того, что я делаю сейчас. Не факт, что они лучше, но они другие и лучше отражают мое нынешнее состояние.

Карэн, что для тебя значит персональная выставка?


Персональная выставка – это в первую очередь возможность для художника показать людям то, что он сделал, и увидеть реакцию зрителя на созданное. Скульптура на тумбах в выставочных залах смотрится совсем по-другому, чем в мастерской.
Художник видит все это перед глазами в большом пространстве, замечает какие-то свои ошибки. И начинает смотреть на себя серьезнее. Если в течение долгого времени мастер работал и выставлял по одной – по две работы, то теперь он выставляет все произведения, это помогает понять, на что он способен. Кроме того, я думаю, что для художника это в первую очередь своего рода реклама, шанс заявить о себе, убедиться, что его искусство кому-то нужно. Ведь мы живем не в вакууме, и если бы оно было никому не нужно, то зачем тогда вообще создавать искусство?
Первая персональная выставка у меня прошла здесь, в галерее «Измайлово», в нее было вложено очень много сил, я за год поработал, как за пять лет, не думаю, что это когда-нибудь забудется.

Скажи, как ты относишься к преподавательской деятельности?


Если я чувствую, что то, что я могу дать, действительно нужно ученику, то готов отдать часть себя. Но если понимаю, что бьюсь об стену, и это никому не нужно, зачем тогда преподавать? Я преподавал какое-то время, чему мог – научил, а дальше - уже дело каждого.

Карэн, расскажи немного о своих художественных приемах?


Мне всегда нужны свежие впечатления от жизни, чтобы переносить их в работы. Искусство для меня в первую очередь отражение внутреннего состояния. Когда в жизни человека что-то происходит, всегда хочется отразить это в скульптурах, картинах и т.д. Или же, если человек пишет пейзажи, у него, как правило, есть неудержимое внутреннее желание отразить красоту этого мира, и таким способом он это делает. Но это все должно идти изнутри на уровне психологии.

Расскажи про свое отношение к религии?


Я крещеный, но скорее космополит внутри. Верю, что все случается к лучшему, и если что-то происходит – надо искать в этом плюс. Как человек на мир смотрит, такой стороной он к нему и поворачивается. Мне кажется, нужно всегда выделять главное и делать свое дело, а все остальное придет. На мой взгляд, грех – это не реализовывать данное богом.

Карэн, расскажи про свое творческое кредо?


Мое кредо можно выразить словами Паганини: «Нужно сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали». Можно просто обозначить его одним словом «искренность» в искусстве, в жизни – «быть, а не казаться».
Карэн, расскажи о своих творческих планах?


У меня целый список дома лежит (улыбается), я туда еженедельно вписываю новую придуманную композицию. Все планы, конечно, не перечислишь. Хочется работать, жить, получать удовольствие от жизни и от работы. Работы очень много сейчас, но самое главное, что она приносит удовлетворение.


Карэн, спасибо тебе, что нашел время на наш разговор. Желаю творческих успехов. Мы будем с нетерпением ждать от тебя новых ярких скульптурных образов.
На этом наш разговор подошел к концу, и, с интересом пройдясь по залам галереи, мастер ушел. Что он оставил, закрыв за собой дверь? Конечно, скульптуры, ожидающие нового зрителя.