Главная страница новый материал

Круглый стол

2 апреля состоялся круглый стол "Современное искусство - пути развития" с участием художников, чьи работы представлены на выставке творческого проекта «1+1+1» - Евгения Кравцова, Михаила Кабан-Петрова и Андрея Плиева. Встреча прошла в форме дискуссии, в которой художники отвечали на вопросы гостей и ведущего – художника и директора выставочного зала Виктора Маторина. Живое участие в разговоре приняли студенты художественных вузов. Основной темой дискуссии стал вопрос о перспективах и формах развития современного искусства, обсуждая который, художники рассказали и о собственных работах. Несмотря на то, что все трое друзей-художников, объединенных общей творческой идеей, являются профессионалами в живописи, их творческие решения уже вызвали немало вопросов у зрителей, посетивших экспозицию за прошедшее со дня открытия время. Какие чувства и мысли стоят за теми или иными произведениями, можно ли рассматривать их как шаги в развитии реализма – об этом рассуждали и спорили участники Круглого стола.

В самом начале беседы Евгений Кравцов признался: «Сегодня я не знаю ответов на эти вопросы, о которых мы будем говорить. Я хотел бы услышать мнения. Я не люблю людей сформировавшихся, например, в 25 лет познавших смысл жизни - это мне всегда кажется подозрительным».

Оригинальность или академизм?
Во все времена перед молодыми, ищущими свой творческий путь художниками, стояла дилемма: следовать традициям классического искусства или заложить новое, революционное направление, создать свой авторский стиль, и тем самым войти в историю? Какую цель преследовать в творчестве – мастерство или оригинальность?
Художники объединения обладают мастерством в полной мере, все они являются выпускниками ведущих вузов Москвы. Однако их произведения далеки от живописи классического реализма. Чем же они это объясняют?
Евгений Кравцов: «Мастерство за одно поколение не накапливается. Ученик сначала подражает мастеру, научается у него всему, что он умеет, и потом движется дальше. В наше время подражание мастеру считается дурным тоном: художник должен быть оригинальным, т.е. не должен стать мастером. Мастерство подменяется оригинальностью. И мы видим немало художников, владеющих «искусством» эпатажа, оригинальности, скандальности, но не мастерством».
Стоит отметить, что Евгений Кравцов является признанным мастером реалистической живописи, многие крупные проекты монументальной росписи не обходятся без его участия. О своих творческих поисках Кравцов рассказал следующее: «Мой путь – это путь проб и ошибок. Академическое искусство мне уже малоинтересно в плане мастерства. Я считаю, что путь художника – это путь прощупывания, словно вслепую по болоту, идешь и натыкаешься лбом: то - не то? И получается жизненный путь, в конце которого ты все равно понимаешь, что ничего не сделал… Но это был твой путь».
Что же считать традицией в реализме, от которой художник-реалист любых времен и народов не должен отступать, как христианин от евангельских заповедей? «Для кого-то традиция – это Александр Герасимов, - рассуждает Михаил Кабан-Петров, - а для кого-то Феофан Грек. Все зависит от того, кто как понимает и чувствует». И насколько связывает свой творческий путь с философией и средствами реализма, насколько предан той школе, которая сформировала его как мастера.


Мрак или зажатый свет?
А что аудитория, для которой творит художник? Какой запрос диктует она ему? Или искусство существует как форма самовыражения художника, а не ответ на вызовы времени и культурные потребности общества?
Михаил Кабан-Петров: «Мы живем в обществе и естественно, отражаем в своем творчестве его проблемы. Если мы будем рисовать красивые пейзажи, кого мы будем обманывать?» Насыщенные темные тона некоторых полотен Кабан-Петрова, словно транслирующие напряжение, тревогу и безысходность, не раз обращали на себя особое внимание посетителей выставки. Но сам факт появления у зрителя вопросов, над которыми можно поразмышлять о жизни, художники и считают главной задачей своего творчества.
«Зритель путает мрачность с драматизмом, - пояснил Кабан-Петров, - Это не мрак, а зажатый внутренний свет. Все-таки бытие – это драма. Главное, что бы в картине был внутренний свет». Евгений Кравцов поддержал коллегу и друга. Картины Кравцова, представленные на этой экспозиции, выполнены в монохромной, серо-коричневой гамме и зал с его работами напоминает черно-белое кино. Это даже слишком реалистично – отмечали пожилые посетители выставки, вспоминая послевоенную и постсоветскую разруху. Такой зритель, напротив, тяготеет к цвету и свету, но у Кравцова есть веский повод не злоупотреблять цветностью: «Смотря на картину с прекрасной живописью, я фокусирую свое внимание на этом красочном слое – игре красок, фактуре мазков, мне же нравятся картины, в которых можно отказаться от эстетического созерцания красоты, уйти за эту поверхность, которая тебя тормозит, от визуальности идти дальше, к размышлению. Это такой ход – отказаться от красоты живописи, чтобы идти дальше».

Искусство передвижников давно ушло в прошлое и разложенная по полочкам истина не будет воспринята аудиторией – считают художники. Призыв к диалогу и почва для размышлений – вот тот путь, который избрали они в своем творчестве, и пункт назначения пока неизвестен…

Подводя итог Круглого стола, директор Галереи и ведущий встречи Виктор Маторин сказал: «Для нашей Галереи, за три года работы зарекомендовавшей себя как место проведения ярких выставочных проектов молодых профессиональных художников-реалистов (в классическом понимании этого слова), «1+1+1» - проект необычный и неожиданный, вокруг которого ведется много споров и обсуждений. Но, несомненно – это очень важный проект, так как позволяет размышлять о развитии современного реализма, делать выводы. Мы стараемся показывать профессиональных художников, разных, непохожих друг на друга, чтобы и зрители, и сами авторы имели представление о тех направлениях и тенденциях, которые на сегодняшний день в реалистическом искусстве существуют.
Реакция зрителей и постоянных посетителей на данный выставочный проект еще раз подтвердила верность выбранного галереей направления. Современное искусство, оторванное от форм реализма, не всегда находит теплый прием у посетителей окружных выставочных залов, где основная аудитория – семьи с детьми и пенсионеры. Однако именно такие проекты, как «1+1+1», где авторы, обладая высоким мастерством, ищут новые формы и средства отражения современной действительности, должны быть представлены в ряду проектов галереи».

Выставка работ проекта «1+1+1» продлится до 21 апреля.

Екатерина Чалова