Выставка заслуженного художника РСФСР Сергея Каусова

В своей деятельности Выставочный зал «Галерея «Измайлово» стремится способствовать сохранению и возрождению традиций реалистического искусства, преемственности между поколениями художников, создающих исторически и социально значимые произведения.
Ко Дню Победы с 25 апреля по 26 мая «Галерея «Измайлово» проводит выставку работ Заслуженного художника РСФСР, ветерана Великой Отечественной Войны Сергея Каусова (1917-2002), большая часть жизни которого прошла в Восточном округе Столицы. В экспозиции будут представлены живопись, графика - в том числе фронтовые зарисовки, эскизы декоративных тканей.


Краткая биография

Сергей Алексеевич Каусов родился в 1917 году в деревне Ожигово Наро-фоминского района Московской области. Первые технические навыки приобрел на уроках рисования в средней школе. В 1941 году окончил художественный факультет Московского текстильного института. Учился у А. Куприна, П. Пашкова, А. Федорова-Давыдова.
В годы ВОВ был командиром стрелкового взвода, лейтенантом. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» и другими.
Участвовал в московских художественных выставках с 1949 года. Произведения С.А. Каусова экспонировались на зарубежных выставках – в Венгрии (1953 год), Швеции (1955, 1955 гг.), Австрии (1956 г.), Италии (1963 г.), на Кубе (1965, 1976), в ГДР (1965 г.), Англии (1968 г.), Франции (1970 г.), Монголии (1974 г.). На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. работы художника завоевали золотую медаль и гран-при.
В 1960 году Сергей Алексеевич был принят в члены Союза художников СССР. В 1976 году С.А. Каусову присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
В 1983 г. в Москве состоялась персональная выставка его работ.
После смерти художника в 2002 году его работы неоднократно экспонировались на выставках художников-фронтовиков. К 90-летию со дня рождения Сергея Алексеевича в 2008 году состоялась персональная выставка его работ в московском выставочном зале «Богородское». Там же в 2010 году прошла тематическая выставка картин Каусова «Дома, которых уже нет».


Жизнь и творчество

Основные произведения художника связаны с текстильным дизайном. Его творчество оказалось поистине народным, войдя в интерьеры множества учреждений, миллионы квартир и домов: с мебельными тканями, разработанными Каусовым, часто можно встретиться в повседневном быту. 47 лет проработал Сергей Алексеевич старшим художником на Московском ткацко-отделочном комбинате. Несколько десятков лет служил сцене Центрального концертного зала «Россия» занавес «Лира», вытканный по его эскизу. Сцену Кемеровского театра музыкальной комедии украшает портьера «Легенда», эскиз которой так же принадлежит авторству Каусова. Декоративные мебельные ткани и гобелены с его орнаментами выпускаются по сей день: «Арабески», «Краса ненаглядная», «Олень», «Каштан», покрывало «Русское барокко», детский коврик «Лесная школа»… Ткани, выполненные по его рисункам, пользуются неизменным широким спросом.

Много путешествовал Каусов по Советскому Союзу и Европе. Впечатления от поездок непременно отражались в эскизах для мебельно-декоративных тканей и в живописных работах. Излюбленным жанром художника всегда был пейзаж. Самые проникновенные работы посвящены природе родного Подмосковья, служившей ему неизменным источником вдохновения. В своем творчестве Сергей Алексеевич мог использовать самые разные материалы и техники: масло, акварель, тушь, графит, пастель, темперу… Рисовал всегда и везде, порой на том, что под руку попадалось, хоть на оберточной бумаге. Мастерски использовал карандаши, фломастеры, гуашь, цвет и фактуру бумаги… даже на войне рисовал в любую свободную минуту.

На фронтовых зарисовках Каусова - незатейливые сюжеты военно-полевой жизни, портреты бойцов, которые зачастую создавались по их просьбе для отправки домой, вместо фотографий. Так, карандашные рисунки художника разлетелись в солдатских письмах к родным по всему Союзу. У самого же художника таких зарисовок, привезенных с фронта домой, осталось немного – большинство их погибло в полевой сумке в разгромленном блиндаже. Уцелели только несколько листков в планшете, который был при хозяине.

Защита диплома в Московском текстильном институте совпала с началом войны. Отучившись на ускоренных курсах в пехотном училище в Ярославле, Сергей Каусов в качестве командира стрелкового взвода в звании лейтенанта прибыл на Западный фронт. После первого ранения осенью 1942-го попал в госпиталь, а из него – на второй Прибалтийский фронт. Воевал на Ржевском направлении, в 1943-м подорвался на мине. Ранение оказалось тяжелым, в результате него лейтенант Каусов потерял почку, в 1944 году был комиссован и отправлен в тыл. А 31 декабря с тех пор отмечал как второй день рождения – выжить в санитарном поезде, под бомбами, после тяжелого ранения и операции «на живую» было маловероятно. Но Сергей Алексеевич выжил и прожил до глубокой старости активной, насыщенной творчеством и путешествиями жизнью. Потому что очень любил жизнь и не уставал воспевать ее в своих произведениях.

В 60-70 годы Сергей Каусов написал целый ряд работ, объединенных одной темой – старая Москва: ветхие, покосившиеся домики с печными трубами на фоне стремительно растущих многоэтажек. Художнику довелось пожить в разных районах Москвы. Изначально, сразу после войны, семья Каусовых проживала в районе Токмакова переулка. От этой поры в наследии художника остались изображения характерных для старой Москвы извилистых переулков со старинными особняками, величественными храмами и маленькими церквушками. Несколько иной мир предстал перед художником в районе Большой Переяславской улицы, недалеко от площади трех вокзалов, где жила его тёща, - тут и люди другие и архитектурный облик иной. Этюды, сделанные в этом районе, навсегда запечатлели покосившиеся деревянные домики, неровные улицы, многочисленные сараи и хозяйственные постройки тех давних пор. Когда-то это был район мастеровых – выходцев из среднерусских деревень, многое было перенесено ими сюда из родных мест. Все знали друг друга, как в деревне, здесь были «свои» магазины, парикмахерские, бани. От этой старины, чей след удалось увековечить художнику, уж не осталось никаких напоминаний.

Первая отдельная квартира у Каусовых появилась в московском районе «Богородское» в 1957 году, здесь прожил он с семьей 25 лет. И тут встретил художника особый мир, с особым ритмом жизни. В те времена здесь проходило невероятное по размаху и темпам жилищное строительство: ломались старые дома и возводились новые. И в работах художника появляются новые приметы времени: строительная техника, краны, экскаваторы, эти сюжеты дышат атмосферой созидательного труда, технического прогресса, стремления благоустроить жизнь населения и, конечно, ожидание новой, лучшей жизни для всех. На картинах Каусова того времени можно встретить ставший классическим сюжет из жизни бурно растущей Москвы: рядом с деревянным домом – корпус вознесшейся ввысь новостройки… Это символ наступившей новой эпохи мирного строительства, направленного на повсеместное улучшение жизни людей, вчерашних обитателей бараков и коммуналок. Но сколько тепла и сентиментальной благодарности в этих сюжетах именно к стареньким, отслужившим и обреченным на снос, постройкам – чувствуется, что сердце художника, родившегося в деревне, принадлежит им.

Точное количество полотен Сергея Каусова, созданных за всю его большую и яркую жизнь, назвать сложно. Здесь и портреты, и пейзажи, и натюрморты, живопись, графика… Вся его жизнь прошла в беспрестанном отображении окружающего мира средствами реалистичной живописи. Представить все творчество художника в одной выставке невозможно, оно охватывает несколько эпох истории нашей страны, периодов ее расцвета. Но и сегодня, глядя на картины Сергей Каусова, любой из нас обязательно найдет в них что-то свое – понятное и близкое сердцу.

Все выставки работ С.А. Каусова после его смерти организует дочь художника и преданная хранительница его творческого наследия, Надежда Сергеевна Горькова.

Екатерина Чалова